Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

соссюр фердинанд де

Энциклопедический словарь

Соссю́р Фердинанд де (1857-1913), швейцарский языковед. Исследовал индоевропейские языки, проблемы общего языкознания. Впервые предложил рассматривать язык как систему (структуру), разграничил лингвистику языка и лингвистику речи, синхронию и диахронию. Раскрыл природу знака языкового, считая лингвистику частью семиологии (см. Семиотика). Основной труд - «Курс общей лингвистики» (1916). Оказал значительное влияние на развитие языкознания (основоположник структурной лингвистики в Европе), некоторых направлений семиотики, литературоведения, эстетики.

* * *

СОССЮР Фердинанд де - СОССЮ́Р (Saussure, Ferdinand de) Фердинанд де (26 ноября 1857, Женева - 22 февраля 1913, Вюфлан, Швейцария), швейцарский языковед, один из основоположников современной лингвистики, а также структурализма (см. СТРУКТУРАЛИЗМ) как научной методологии и идеологии. Исследовал индоевропейские языки, проблемы общего языкознания.

Биография

Родился в семье французских эмигрантов. В 18 лет поступил в Лейпцигский университет (см. ЛЕЙПЦИГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) в Германии, в 1880 получил степень доктора наук. После переехал во Францию, где в 1881-1891 преподавал санскрит (см. САНСКРИТ) в Школе высших исследований в Париже. Являлся также секретарем Парижского лингвистического общества. В 1906-1911 читал лекционные курсы по сравнительной грамматике и общему языкознанию в Женевском университете.

Научная деятельность

В студенческие годы в Лейпцигском университете он опубликовал свою первую научную работу «Мемуар о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках (Memoire sur le systeme primitif des voyelles dans les langues indo-europйennes, 1878). Эта работа определила место Соссюра в ряду ведущих авторитетов в лингвистике того времени. Основываясь на чисто структурных соображениях, он предположил, что в индоевропейском праязыке (реконструируемом предке многих языков Европы и Азии) имелись особые фонемы, исчезнувшие в дочерних индоевропейских языках (таких, как санскрит, древнегреческий и латинский). Эта гипотеза, известная как ларингальная теория (см. ЛАРИНГАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ) (утраченные фонемы были впоследствии условно названы ларингалами), помогла объяснить многие проблемы в изучении эволюции индоевропейской фонологической системы. Хотя многие ее положения не бесспорны, сам факт существования ларингальных фонем в праиндоевропейском языке ныне ни у кого не вызывает сомнений. В расшифрованном уже после смерти Соссюра хеттском языке (см. ХЕТТСКИЙ ЯЗЫК) были выявлены ларингальные фонемы, существование которых он предположил для праиндоевропейского языка.

Другой важнейший труд Соссюра - «Курс общей лингвистики» (Cours de linguistique generale) - был издан в 1916, уже после смерти ученого. Эта книга, в которой перу самого Соссюра не принадлежит ни одной строки, представляет собой реконструкцию курса, составленную по записям студентов учениками лингвиста Ш. Балли (см. БАЛЛИ Шарль) и А.Сеше (см. СЕШЕ Альбер). Благодаря публикации «Курса» взгляды Соссюра на природу языка и задачи лингвистики получили широкую известность. Среди многочисленных теоретических положений «Курса» важно различение диахронической (исторической и сравнительной) и синхронической (дескриптивной) лингвистики. Соссюр доказывает, что диахроническое исследование должно основываться на тщательно выполненных синхронических описаниях. Он полагал, что исследование изменений, происходящих в историческом развитии языка, невозможно без внимательного синхронного анализа языка в определенные моменты его эволюции. Сопоставление же двух разных языков возможно лишь на основе предварительного тщательного синхронного анализа каждого из них. Лингвистическое исследование только тогда адекватно своему предмету, когда учитывает как диахронический, так и синхронический аспекты языка.

Второе важнейшее положение теории Соссюра - различение между знанием языка его носителем и использованием языка в повседневных ситуациях. Он подчеркивал, что лингвисты должны отличать набор единиц, образующих грамматику языка и используемых всеми его носителями при построении фраз на данном языке, от конкретных высказываний конкретных говорящих, которые вариативны и непредсказуемы. Общий для всех говорящих набор единиц он называл языком (la langue), а конкретные высказывания индивидуальных носителей языка - речью (la parole). Именно язык, а не речь является истинным объектом лингвистики, поскольку адекватное описание языка должно отражать систему элементов, известную всем его носителям.

Хотя ныне необходимость разграничения синхронического и диахронического изучения языков столь же очевидна для лингвиста, как и различение знания языка его носителем и использования последним этого знания, в эпоху Соссюра такой ясности не существовало. Эти различения, как и многие другие идеи ученого, стимулировали пересмотр традиционных лингвистических методов и, по словам известного американского лингвиста Л. Блумфилда (см. БЛУМФИЛД Леонард), заложили «теоретический фундамент нового направления лингвистических исследований».

Теоретические труды Соссюра ознаменовали поворот лингвистики от исторического и сравнительного изучения языков в их развитии (т.е. диахронии) к анализу языковой синхронии, т.е. структуры конкретного языка в определенный момент времени. Соссюр первым последовательно разграничил синхронический и диахронический подходы к языку. Его обращение к синхронии произвело революцию в лингвистике. При всей значительности появившихся с тех пор новых теорий и методов сам тип предложенных им синхронных структурных описаний играл определяющую роль в лингвистических исследованиях на протяжении почти всего XX в.

Энциклопедия Кольера

СОССЮР Фердинанд де (Saussure, Ferdinand de)

(1857-1913), швейцарский лингвист, один из основоположников современной лингвистической науки, а также структурализма как научной идеологии и методологии. Теоретические труды Соссюра ознаменовали поворот лингвистики от исторического и сравнительного изучения языков в их развитии (т.е. диахронии) к анализу языковой синхронии, т.е. структуры конкретного языка в определенный момент времени. Соссюр первым последовательно разграничил синхронический и диахронический подходы к языку. Его обращение к синхронии произвело революцию в лингвистике. При всей значительности появившихся с тех пор новых теорий и методов сам тип предложенных им синхронных структурных описаний играл определяющую роль в лингвистических исследованиях на протяжении почти всего 20 в. Соссюр родился 26 ноября 1857 в Женеве (Швейцария) в семье французских эмигрантов. В 18 лет поступил в Лейпцигский университет в Германии, в 1880 получил степень доктора. Затем переехал во Францию, в 1881-1891 преподавал санскрит в Школе высших исследований в Париже. В те же годы Соссюр исполнял обязанности секретаря Парижского лингвистического общества и в этом качестве оказал весьма значительное влияние на развитие лингвистики. Позже, с 1906 по 1911, читал лекционные курсы по сравнительной грамматике и общему языкознанию в Женевском университете. Умер Соссюр в Вюфлане (кантон Во, Швейцария) 22 февраля 1913. Еще студентом, в Лейпциге, Соссюр опубликовал Мемуар о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках (Memoire sur le systeme primitif des voyelles dans les langues indo-europennes). Мемуар (написанный в 1878), хотя и остался единственной работой, опубликованной Соссюром, сразу поставил его в ряд ведущих авторитетов в лингвистике того времени. Основываясь на чисто структурных соображениях, он предположил, что в индоевропейском праязыке - реконструируемом предке многих языков Европы и Азии - имелись особые фонемы, исчезнувшие в дочерних индоевропейских языках (таких, как санскрит, древнегреческий и латинский). Эта гипотеза, известная как ларингальная теория (утраченные фонемы были впоследствии условно названы ларингалами), помогла объяснить многие проблемы в изучении эволюции индоевропейской фонологической системы. Хотя многие ее положения не бесспорны, сам факт существования ларингальных фонем в праиндоевропейском языке ныне ни у кого не вызывает сомнений. В расшифрованном уже после смерти Соссюра хеттском языке были выявлены ларингальные фонемы, существование которых он предположил для праиндоевропейского языка. Другой важнейший труд Соссюра - Курс общей лингвистики (Cours de linguistique generale) - был издан в 1916, уже после смерти ученого. Эта книга, в которой перу самого Соссюра не принадлежит ни одной строки, представляет собой реконструкцию курса, составленную по записям студентов учениками лингвиста Шарлем Балли и Альбером Сеше. Именно благодаря публикации Курса взгляды Соссюра на природу языка и задачи лингвистики получили широкую известность. Среди многочисленных теоретических положений Курса особенно важно различение диахронической (исторической и сравнительной) и синхронической (дескриптивной) лингвистики. Соссюр доказывает, что диахроническое исследование должно основываться на тщательно выполненных синхронических описаниях. Ученый полагал, что исследование изменений, происходящих в историческом развитии языка, невозможно без внимательного синхронного анализа языка в определенные моменты его эволюции. Сопоставление же двух разных языков возможно лишь на основе предварительного тщательного синхронного анализа каждого из них. Наконец, по Соссюру, лингвистическое исследование только тогда адекватно своему предмету, когда учитывает как диахронический, так и синхронический аспекты языка. Второе важнейшее положение теории Соссюра - различение между знанием языка его носителем и использованием языка в повседневных ситуациях. Соссюр подчеркивал, что лингвисты должны отличать набор единиц, образующих грамматику языка и используемых всеми его носителями при построении фраз на данном языке, от конкретных высказываний конкретных говорящих, которые вариативны и непредсказуемы. Общий для всех говорящих набор единиц Соссюр называл языком (la langue), а конкретные высказывания индивидуальных носителей языка - речью (la parole). Именно язык, а не речь является истинным объектом лингвистики, поскольку адекватное описание языка должно отражать систему элементов, известную всем его носителям. Хотя ныне необходимость разграничения синхронического и диахронического изучения языков столь же очевидна для лингвиста, как и различение знания языка его носителем и использования последним этого знания, в эпоху Соссюра такой ясности не существовало. Эти различения, как и многие другие идеи ученого, стимулировали пересмотр традиционных лингвистических методов и, по словам известного американского лингвиста Леонарда Блумфилда, заложили "теоретический фундамент нового направления лингвистических исследований".

ЛИТЕРАТУРА

Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977

Словарь народов и культуры

Соссюр Фердинанд де

(Saussure, Ferdinand de) (1857-1913), выдающийся швейц. лингвист, основоположник семиотики. Выделял в языке два аспекта: собственно язык, т.е. общую структуру, к к-рой причастны все говорящие, и речь, т.е. конкретную языковую практику отд. говорящих. Он убедительно показал, что изучение языка может быть диахроническим, или историч., сосредоточенным на изменениях языка в истории, и синхроническим, рассматривающим язык как законченную систему в данный момент времени. С. считал также, что синхроническая лингвистика должна изучать язык как систему взаимосвязанных элементов; он выделял исходные языковые единицы, напр. фонемы и слова, полагая, что их можно определить только через связи с др. подобными единицами в синтагматических (непосредственных) или парадигматических (ассоциативных) отношениях. Идея о том, что каждый элемент системы определяет все прочие элементы и в то же время определяется ими, лежит в основе структурной лингвистики. Теоретич. наследие С. было обобщено в изданной посмертно кн. Курс общей лингвистики (1916), к-рая включает лекции самого С. и их конспекты, сделанные его студентами.

Полезные сервисы